Дневники

Дата: 27.01.2011  Комментарии: 3 Автор: Дмитрий Реш

Верхом на табуретке

Большая часть туристов впервые посетивших Тайские просторы, радостно пересаживается на самый демократичный транспорт местных широт – скутер.

Да и почему не пересесть? Стоимость аренды скутера в пределах 200 бат в день – если брать на месяц существенно дешевле. Эксплуатация проста (недаром скутер в народе прозван «табуреткой»), бензин дешев, а его расход - смехотворен. При наличии опыта можно легко перевозить семью из 4 человек (двое  взрослых и двое детей до 7 лет, такой таи-стайл).

 

Тайцам в принципе все равно, есть ли у вас навыки управления двухколесным другом или нет. Даже наоборот,  новичок приветствуется и сопровождается радостными улыбками – вам-то кажется, что они приветствуют: «смотрите, поехал ведь, смотрите, все получается, да здравствует еще один наш мотобрат»!

Но на самом деле они радостно кричат «Десять тысяч бат!» Именно столько, в среднем, придется заплатить незадачливому туристу, оставившему свой паспорт в залог байка и, в результате неудачного управления, разложившись на асфальте прекрасных тайских дорог. Пара крупных царапин, разбитые габариты, помятый глушитель – и все, 10000 бат в обмен на паспорт. А что, бумага с расценками на ремонт на тайском же языке вами подписана, ни одна мастерская не возьмет в ремонт прокатный байк – ибо круговая порука выжимания денег из фарангов действует безотказно. И нечего доказывать хозяину скутера, что новый такой же  стоит 30 тысяч,  а «почти новый» - 15 тысяч, и о какой «десятке» за пластиковый обвес может идти речь. Кроме того, страховки нет по умолчанию, а если вы пострадали, то и в больничке вам скажут – упал / очнулся / гипс, потому что управление скутером и прочей мототехникой не вписывается в стандартную медицинскую страховку, а больничке хочется получить денег за ремонт вашего бренного тела тоже.

Лицам, имеющим опыт эксплуатации «табуреток» или серьезных кубатурных мотоциклов, в принципе, от избытка опыта и гордости, можно и не читать этот материал, хотя статистика утверждает, что опытные водители становятся жертвами ДТП довольно часто.

 

Стадия 1.

Выбор табуретки

Вообще то необоснованно много в любом туристическом месте – объявлений «bike for rent» коряво нацарапанных на табличке, украшающей шеренгу блистающих лаком красавцев. Хотя эта здоровая конкуренция совершенно не сказывается на ценах.

 

Прежде всего, надо определиться, сколько седоков будет тащить этот верблюд. Одно дело, когда на него возлагается 50-80 кило живой массы, другое дело, когда седоков двое и вес зашкаливает за полтора центнера.

Все автоматические скутеры имеют примерно одну кубатуру, и похожую мощность, но только две модели Honda Airblade и Yamaha Nuovo, позиционируются в рекламе как гламурные мужские табуретки. Почему гламурные? Да потому что нормальные тайцы, видимо должны пользоваться мопедами с механикой и полуавтоматикой. Но факт есть факт – обе названные модели и побольше в габаритах и сидение подлиннее. И два амортизатора не будут складываться под весом нормальных славянских тел, вскормленных пельменями и пирогами.

Ах да, есть еще Хонда PCX – этакий комфортный мегаскутер, но его прокатная стоимость в два раза выше, а особых преимуществ, кроме понтов он не дает.

 

Зато любой сузуки степ, или мио или айкон маневреннее и удобнее, да и для одинокого путешественника – самое то.

В общем –то, всего лишь надо проверить как заводится бай, работают ли тормоза и не пробиты ли стойки. Плюс к этому – оптика и подсветка должны гореть, а стрелки индикаторов исправно сообщать скорость, температуру и количество бензина в баке.

 

Но, всегда лучше брать новый и почти новый байк. Моторчик скутера в принципе несилен, да и скорости большой не требуется, но тайские дороги, бывает, изобилуют большими и крутыми горками, и тогда маленький моторчик должен стараться вовсю свою прыть, чтобы медленно втащить наверх себя и пассажиров.

Многие владельцы прокатных контор хитрят, на видавший виды (да и аварии тоже) байк поставлен новый пластиковый обвес – и все типа новая машинка. На самогм деле выработавший свой ресурс двигатель вкупе с «уставшей» автоматической коробкой, часто не способны завезти на крутую горку обычной асфальтовой дороги даже топ-модель с весом и интеллектом молодого барана.

 

Как определить такого долгожителя? Если вы не знакомы  с модельным рядом производитетелй подобной продукции и не способны отличить старую модель от новой табуретки со свежим рестайлингом, посмотрите на приборную панель.Нет нас интересует вовсе не счетчик километража, он прекрасно скручивается или может уже пошел на второй круг. Просто приборная панель довольно дорого стоит и редко меняется. Если она покрыта сеточкой атмосферных трещинок и потерта, да и сами шкалы выцветшие от солнца – вот перед вами байк, которому 5-8 лет и это были годы серьезной работы на износ.

 

Еще старые скутеры часто после аварии и имеют нарушенную геометрию рамы. Скутер итак не очень то легко переносит ямы и выбоины – колеса маленькие, подвеска неэнергоемкая, парусность большая, и если к этому добавить еще и проблемы деформации рамы – то управляемость может оказаться, как у молодого мустанга, впервые попавшего в крааль. С той разницей, что мустанг вас просто сбросит на землю, а скутер, кроме, как на землю, еще и под колеса сзади идущего грузовика. Или навстречу едущего, что, в общем-то, одно и то же.

 

На многих островах, на Чанге например или на Пангане, особой популярностью пользуются скутеры одетые во внедорожную шипастую резину. Ну да хороших дорог в таких местах немного, зато горных грунтовок с песком и глиной – хоть отбавляй. Новичок радостно рассчитывает покататься по бездорожью, и совершенно зря. Из скутера даже упакованного таким комплектом очень плохой кроссач. По правде говоря – вообще никакой. Мало того, заехать в горку на скутере – не очень то и сложно, а вот спуститься с нее при малом опыте – это может быть проблема очень серьезная. Мотоцикл вообще не падает, только когда едет, а ехать под горку на разбитой глиняной дорожке с камнями с мало-мальски приличной скоростью, обеспечивающей стабильность траектории не получается. Высокий центр тяжести, особенности подвески и управления знаете ли.

А вот на асфальте такие колеса себя ведут вообще отвратительно, особенно в дождливую погоду. Скользят как маслом смазанные.

Берите скутер с обычной не сношенной до корда резиной и просто учитывайте, что на гравии или песке – занесет обязательно, если перегазовать или перетормозить.

 

Да, особенности посадки скутериста вкупе с хорошими тормозами – еще одна причина ДТП. При хорошем оттормаживании тельце водителя стремительно скользит вперед по направлению к рулю, часто подталкиваемое тельцем второго номера. Что не просто чревато сменой центра тяжести, но и рефлекторным жестким хватом руля и последующей неуправляемой траекторией движения.

 

При выборе скутера не поленитесь обойти его вокруг и пометить каждую мелкую царапину на пластике металле и оптике. Потом дороже будет доказывать, что это не ваших рук дело.

 

Стадия 2.

Пропустим ту стадию обучения, когда байк рвется из под попы и пробует завалиться на бок. В общем-то, все справляются с этим сами и небезуспешно. Да и учить водить, что мотоцикл, что велосипед по бумажке – бессмысленно.

Давайте остановимся на том прекрасном моменте, когда вдруг наступает восторг обладания свободой перемещения и упоение собственным мастерством. Как верно замечено, последние слова пилотов обычно звучат примерно так: «смотри, как я могу». Перемещение по пустым дорогам – это не такая уж и серьезная задача. Вот перемещение по дороге заполненной мотоциклами, грузовиками, джипами и тележками, с приемлемой скоростью – это то, что должно нас волновать.

 

Дороги в Тае преимущественно хорошие. Речь не идет о грунтовках через джунгли (о том, как по ним пробираться – в следующий раз). Асфальт ровный, повороты – лекальные, знаки и разметка – присутствуют. Трассы государственного значения – две /три полосы в каждую сторону с разделителями и удобными развязками. Бензозаправки через 10-15 км повсюду, причем  -  практически все это небольшой комплекс с магазинами, парой-тройкой кафе и чистым туалетом с душем. Идеальный вариант для дальняка.

Но речь идет о скутерах и других дорогах.

 

Тайский стандарт ширины проезжей части уже, чем в России и в маленьких городах и курортных зонах обычно встречается стандартная двухрядка по одной полосе в каждую сторону с широкой обочиной.

 

Движение в Тае – левостороннее. Привыкнуть довольно легко. Основная причина путанья полос – это жесткая алкогольная интоксикация, когда рефлексы замещают неработающий мозг. Светофоры встречаются нечасто, но если есть то снабжены стрелками и обычно таймером обратного отсчета. Можно выполнять ЛЕВЫЙ поворот (левостороннее движение!) на запрещающий сигнал светофора, при соблюдении принципа «уступи дорогу». Пролет на красный – чрезвычайно редок – водители в этом дисциплинированы, хотя любители проскочить на желтый обычно бывают наказаны. Масса байков, скопившаяся на перекрестке стартует резво и резко.

 

Обычно российские байкеры приводят логичный аргумент в условной безопасности движения двухколесных на основании того, что «все водители привыкли к байкам на дорогах изначально». Это наполовину соответствует действительности. Привыкли то – да.  В зеркала смотрят – конечно. Но количество пермещений объектов на дороге часто не поддается никакой логике. Спасает все это безобразие от кучи малы  только один позитивный момент – средняя скорость а дорогах 3-40 км/ч. При таком темпе участники не только успевают заметить неожиданные маневры, но и неспешно оттормозиться, предварительно проверив, не летит ли кто-нибудь сзади.  Первое правило безопасной езды в Тае – двигаться со скоростью потока, а не пытаться лететь красиво как на МКАДе, приземление будет жестким.  Участники движения чувствуют себя расслабленно в том числе потому что и не рассчитывают на наличие истребителей в фарватере.

Новички долго привыкают в двум важным вещам – смотреть в зеркала заднего вида и включать/выключать сигналы поворотов. Но и тайцы не особо «заморачиваются такими условностями», на части мотоциклов зеркал вообще нет, у девушек правое зеркало настроено так, чтобы смотреться в дороге, а поворотниками вообще чаще всего не пользуются. Включенный сигнал поворота не обозначает, что кто-то собирается поворачивать. Равно и наоборот. Смотреть и выполнять первое правило.

 

Наличие сплошной или двойной полосы разметки не только запрещает обгон на данном участке дороги, но и, в теории, позволяет вам надеяться на то что на вашу полосу не будет покушений. На практике все не так. Свободный для обгона участок дороги используется для обгона всегда. НЕЗАВИСИМО ОТ РАЗМЕТКИ. Кроме того, если пикап обгоняет другой пикап – то он и не посмотрит на ваш маленький байк и будет «переть тараном по встречке» оставляя вам благоразумный выбор уйти на обочину. Более того, если вы решитесь обогнать легковушку или грузовик, НЕ ПОКИДАЯ пределов своей полосы – а это довольно частая ситуация, то встречный джип всегда рассчитывает именно на этот небольшой кусочек вашей дороги, обгоняя мототележку или другой скутер.

 

Теоретически, разумно двигаться по обочине (благо она широкая) или по специально выделенной полосе для байков. Но в реалиях это опаснее. Особенно на извилистых улицах. Причин несколько. Припаркованные байки и автомобили. Пешеходы идущие ленивой шеренгой. Крестьянин, толкающий тачку с овощами. И, даже, другой мотоциклист, радостно двигающийся НАВСТРЕЧУ потоку, потому что ему надо проехать всего сто метров и лень два раза разворачиваться.

 

В тайской специфике обгон слева и справа используется повсеместно. И если, вылетая справа на средину дороги, еще есть возможность маневра и моральная готовность увидеть кого-то, то при обгоне через обочину «воткнуться» во встречные фары очень неприятно. И чревато.

 

Из жизни: микроавтобус совершал длинный обгон примерно 10 машин по встречке на закрытом повороте. Шел «в лоб» и мигал фарами, хотя мне деться было практически некуда – сзади догонял грузовичок, а сбоку мирно тарахтела мототележка с крышей. Разминулись просто чудом с открытием  газа по полной, а если бы рефлекторно оттормозился, нас с женой отскребали бы от капота.

 

Иными словами – контроль за всей обстановкой на дороге, включая противоположные полосы движения – просто необходим. Ну и зеркала, зеркала, зеркала.

 

Часто на дорогах прямо на разделительной разметке установлены маленькие стальные фишки со светоотражающим покрытием. Ночью очень удобно ехать. Но днем, или в сумерках наезд на такое препятствие на скорости 40-50 км/ч вызывает резкую перестановку передней вилки и грозит банально потерей управляемости.

 

Еще одно препятствие – не успевшие эволюционаровать собаки, радостно кидающиеся под колеса. При таком раскладе важно не пытаться тормозить, а переехать самоубийцу и сохранить курсовую устойчивость. Тут расклад простой или на дороге лежит покалеченная собака. Или на дороге лежит покалеченный водитель. Правило так же очень простое: в зоне видимости собаки – сразу снижать скорость до минимума.

Из жизни: да, я сбивал собак.

 

Кроме живых проблемых факторов существуют еще погодные условия и наличие кандидатов на премию дарвина.

Лучше водить в очках. Плотных, типа «пилот», поскольку пыль или мошка попавшая в глаз – вероятная потеря управления.

Тропический дождь, за 3 минуты превращающий дорогу в огромную озеро надежно скрывающее стык бетонных плит – вероятная потеря управления.

Из глухого переулка на обочину выскочил капот большого пикапа прямо напротив байка – вероятная потеря управления.

На десять раз изученной дороге после поворота может оказаться куча песка просыпавшегося из грузовика  – вероятная потеря управления.

 

Из жизни, случай потрясший лично на острое Ко Чанг который известен своими горными дорогами: ехал в крутую горку разгоняясь перед затяжным подъемом. Поворот – левый. Слева же – крутая скала с джунглями, справа – обрыв метров 50. Посреди дороги оказываются мирно стоящими 4 скутера и 8 туристов – с идиотским восторгом фотографирующих мартышек, высунувшихся из леса. Все что оставалось - перестроится на скорости в левом повороте на широкий радиус – поближе к обрыву и на встречную полосу – довольно суицидальный трюк. Самое нелепое – это то, что люди не понимали, что создали смертельную опасность, в том числе и для себя.

 

Какие важные навыки управления нужно иметь новичку за рулем скутера? Не путаться в органах управления. Не держать руль мертвой хваткой. Тормозить плавно обоими тормозами или только задним.  При торможении сбрасывать газ, а не наоборот, как нередко получается из-за неправильной хватки рукоятки газа. Все? Нет, самое важное - это научится разворачиваться. Предполагается, что разворот на байке происходит с центра дороги – как и при правом повороте и для маневра должно хватить одной ВСРЕЧНОЙ ПОЛОСЫ движения. Это не так-то просто как кажется, и большинство новообращенных разворачивается через всю дорогу из крайнего левого ряда. Беда в том, что в таком случае этот маневр выглядит как начало движения и никто тормозить не собирается – ну двигайся себе мирно по обочине и все.

 

Ну и наконец, последний важный совет. Надевайте мотоциклетные шлемы. Не то, что бы эти дешевые пластиковые изделия неправильного размера сильно предохраняют вместилище мозга. Зато окружающие участники движения будут четко видеть потенциальную угрозу и объезжать вас за полкилометра. Что, в общем-то, неплохо – меньше шансов попасть в неприятности.

 

 

Теги:
Ваш голос:    
рейтинг: -5

Материалы рубрики:

Таиланд. Экскурсия в китайский храм и лостопримечательностям Паттайи Моя поездка с туристами по маршруту : Китайский храм Сан-... Батик ручной работы. Maryana Brukhanova Батик р]]>]]>учной работы. Maryana BrukhanovaРодилась в...
Фестиваль обезьян в Таиланде В Таиланде прошел Фестиваль обезьян. Это странное... Любителям расчлененки посвящается. Тайский пекарь - «маньяк» В Таиланде живет булочник, не обделенный фантазией. Вам бы...
Слоновьи ворота на Самуи Как мало надо для того, чтобы получить благословение –... Праздник, когда добро побеждает зло На Бали в конце августа будет отмечаться главный праздник...

Новости партнеров:

view counter

Комментарии

Слабо раскрыта тема про разное дорожное покрытие + передний тормоз.
Имхо, это главная причина аварий.

ЗЫ у РСХ 135 кубов и задница меньше затекает в длительных поездках.

На машине надо ездить, байки на Самуи - исключительно для тайцев или туристов-самоубийц

Огромнейшее спасибо за эту статью!!!
Нужно разместить ссылку на эту информацию в максимально возможном числе мест, чтобы люди, способные думать, задумались!!! А не просто радостно хватались за байки и мчались навстречу незавидной судьбе.

Задай вопрос эксперту

ДетиИнвестицииКультураМедиаМедицинаПолитикаТранспортШоппинг

Уже несколько лет развиваю бизнес-проекты, связанные со странами ЮВА.

ДетиЕдаКультураМедиаОтдыхПраздникиСексТранспортШоппинг

Живу на Самуи, соответственно, отвечаю на любые вопросы, связанные с этим чудным островом и окрестностями. Кроме того, обладаю некоторыми познаниями в тайском языке, тайской кулинарии и тайской культуре.

ЕдаКультураОтдыхОтелиПраздники

Новости Азии

Новости России